Как создавали первый в Беларуси спектакль для незрячих детей

В Беларуси есть люди, которые очень хотят «показать» театр незрячим детям. Какими средствами этого можно добиться, почему драматурги считают за честь работу с актерами-энтузиастами, а бизнес предлагает свою поддержку, рассказали сотрудники «Тим театра» (Team Theatre).

Image

Достичь поставленной цели каноническими актерскими методами невозможно, но «Тим театру» удалось найти абсолютно новый подход к постановке, когда зрителя вовлекают в действие, происходящее на сцене. Идея атмосферного спектакля нашла поддержку компании velcom, и всего за месяц театр подготовил постановку «Снежная королева», которая недавно с аншлагом прошла в Гомеле.

В Минске первый атмосферный спектакль для слабовидящих и незрячих детей «Снежная королева» можно будет увидеть 12 апреля в Республиканском театре белорусской драматургии. Начало в 12:00.

Image

Image

Новаторство атмосферных спектаклей в том, что его предлагают «смотреть» с закрытыми глазами, воздействуя на другие органы чувств: слух, обоняние, осязание. Зритель находится как бы внутри спектакля, то есть дотрагивается, нюхает, слышит нечто, что домысливает в своем воображении.

Но это не означает, что на «просмотре» каждый гость должен сидеть с закрытыми глазами. Актеры играют полноценный спектакль, оставляя публике возможность выбора: смотреть или ощущать.

Максимальное количество зрителей в зале — 36 человек, а действо идет всего 45 минут, именно такое время маленькие дети могут удерживать внимание.

Ольга Черненко

«На первой же репетиции я поняла, что не могу ставить спектакль в традиционной манере, ничего не выйдет, пока не закрою глаза, — вспоминает режиссер Ольга Черненко. — В нашем спектакле визуальная картинка не является главной, а ориентация зрителя направлена на слух, тактильность и ощущение происходящего вокруг. Соответственно, такой спектакль надо совсем иначе разводить по звуку и размещению зрителей в пространстве — это самая большая сложность, но в то же время для меня, как режиссера, это вызов и интересная задача, ведь ранее ничего подобного я не делала».

Нелегко было решить вопрос по декорациям и костюмам. Снежинки, бабочки, вода и лес — и всё это в небольшом помещении. Тогда у режиссера родилась идея придумать такие костюмы, которые одновременно будут служить и декорациями.

Воплотить задумку помогли воспитанники Гомельского художественного колледжа, которые буквально за две недели вручную сделали костюмы-трансформеры с необычными объемными аппликациями: черепичные крыши, облака, животные.

Image

Image

«Этот проект очень заинтересовал наших воспитанников, у них буквально загорелись глаза, ведь зритель с первого прикосновения должен понять, кто стоит перед ним: Город или добрая Бабушка, Разбойница или Волшебник. Большинство костюмов получились очень эклектичными, сочетающими в себе разные фактуры материалов. Всего мы сделали для этого спектакля девять оригинальных костюмов», — пояснила преподаватель Гомельского государственного художественного колледжа Ирина Данилова.

В репертуаре «Тим театра» уже два атмосферных спектакля, рассчитанных на взрослых. «Снежная королева» стала первым подобным представлением для детей.

Image
Алеся Бордухаева-Орел

«Для маленького зрителя работать сложнее, ему не соврешь, — рассказывает актриса театра Алеся Бордухаева-Орел. — Даже минимальную актерскую ложь, я имею в виду, когда артист переигрывает или недоигрывает, дети чувствуют мгновенно и теряют интерес, вернуть который практически нереально. Дети — благодарный зритель, с одной стороны, но и требовательный, с другой. Поэтому мы, когда начали репетировать спектакль, попросили помощи у гомельского отделения БелТИЗ: к нам пришли консультантами Дмитрий и Наталья, которые сами имеют особенности зрения. Они очень многое помогли нам скорректировать в плане звуков и запахов, практически переписали некоторые сцены. В частности, они подсказали, что люди с особенностями зрения чаще всего воспринимают определенный спектр цветов. И здесь нам, как актерам было важно донести, что желтый — это цвет тепла и уюта, красный можно описать как нечто горячее или опасное, а синий — это лютый холод, который в нашей постановке исходит от Снежной королевы».

Image

Почему появление таких спектаклей именно сегодня так важно для современного общества? Может быть дело в том, что мы, наконец, перестали быть безучастными к тому, что, вроде как, нас не касается лично. Люди с особенностями просят относиться к ним не с жалостью, а с пониманием: их мир отличается от того, в котором живем мы, но он далеко не пуст, а порой и гораздо богаче. И они могут этим поделиться.

«Мы очень волновались перед этим спектаклем, но всё прошло замечательно — зрители долго не расходились, благодарили нас за формирование в обществе толерантности и инклюзивного сознания, ведь раньше ничего подобного для них никто не делал. Такие моменты убеждают: мы на правильном пути, — добавляет Алеся Бордухаева-Орел. — Наша задача — сделать безбарьерный театр, где в зале будут сидеть на равных зрители как зрячие, так и особенные. Ведь искусство — оно не разделяет людей на категории и условности, оно существует для того, чтобы дарить радость всем».

Loading...

Обсудим?


Naviny.by
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Курсы валют

Внимание! Опрос!

Какие жанры кинофильмов Вам больше нравятся?
 

Календарь событий

Тех. поддержка

По техническим вопросам обращаться:
 Контакты
616124 616124

123

Отправить SMS


Реклама